Меню

Бог вина и веселья древнегреческий

Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см. также статью «Семела»).

Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.

Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры».

По своему происхождению Дионис — не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя — Бахус — лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была Ариадна, которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).

Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.

В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца — так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия — один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.

Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй — «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах — отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496—1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин — «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592—1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635—1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).

Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).

Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном — заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно — вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
— А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).

источник

Что ты знаешь об алкоголе и его богах? Люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита: 8000 лет назад люди делали ячменное пиво, а виноградное вино пили 7000 лет назад. Какие боги алкоголя и пьянства существовали в истории?

Стоит отметить, что люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита. Древнейшие сосуды со следами виноградного вина найдены на территории современного Ирана, их возраст составляет приблизительно 7000 лет. Самая древняя винодельня с прессом для винограда, чанами для брожения и сосудами для вина найдена в Армении и датируется примерно 4100 годом до нашей эры. История пивоварения начинается еще раньше, еще 8000 лет назад люди делали ячменное пиво. Древнейшее изображение человека, пьющего пиво, найдено на шумерской глиняной табличке возраст которой — около 6000 лет.

Месопотамия

Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.

Читайте также:  Мимоза в горшке как ухаживать

Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.

Богиней пива и пивоварения у шумеров была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива — женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.

Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» — фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.

Древний Египет

В древнем Египте пиво было известно еще 5000 лет назад и было самым популярным алкогольным напитком как у простых людей, так и у знати. Наряду с хлебом и луком оно входило в ежедневный рацион египтян.

По одной из древнеегипетских легенд, пиво открыл людям верховный бог солнца Ра, который сначала создал людей, а потом научил их готовить пиво. Причем согласно одному из мифов, пиво спасло человечество от гибели.

Верховный бог солнца Ра, прародитель богов и создатель людей, царствовал над миром очень долго и состарился. Люди узнали о его немощи и решили поднять мятеж против бога и захватить власть. Тогда Ра призвал к себе свою дочь, богиню Хатхор, и приказал ей наказать непокорных. Хатхор произнесла заклинание и превратилась в свирепую львицу. Она вышла из дворца и побежала в пустыню разыскивать людей. Найдя мятежников, богиня набросилась на них и принялась убивать одного за другим, пить их кровь и разбрасывать куски мяса по пустыне. Через некоторое время бог солнца решил, что люди достаточно наказаны и попытался остановить дочь. Но богиня-львица ответила, что не остановится, пока не уничтожит всех людей и не напьется их крови. Тогда Ра погасил солнечные лучи и на землю опустилась ночь. Бог приказал служанкам намолоть ячменя и сварить из него пиво (получилось 7000 сосудов) и послал гонцов на остров Элефантину за красным минералом диди (возможно, имелся в виду гранит). Верховный бог приказал мельнику истолочь красный минерал в порошок и добавить его в пиво. Получился напиток по виду очень похожий на кровь. Слуги Ра отправились в пустыню, туда, где богиня Хатхор убивала людей, и разлили пиво на землю. Утром богиня-львица проснулась, увидела вокруг лужи «крови» и очень обрадовалась. Красное пиво ей понравилось и она пила его до тех пор, пока не опьянела так, что уже не могла различать людей. Тогда бог солнца подошел к дочери и сказал: «Иди с миром, любимая моя дочь. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовешься ты «Владычица опьянения».

Культ богини Хатхор существовал в Египте очень давно. В древнейших верованиях Хатхор была богиней неба и изображалась в виде Небесной Коровы, родившей Солнце и всех остальных богов. После возвышения культа Ра к концу Древнего царства, она стала считаться его дочерью и Оком Ра, которое силой подчиняло себе врагов бога, и стала отождествляться со всеми богинями-львицами, выступающими в роли Ока. Еще позднее Хатхор становится божеством любви, веселья и музыки. Известно, что во времена Нового царства в Египте проводились фестивали пьянства, посвященные Хатхор и связанные с мифом о гибели людей.

Древняя Греция

Виноградарство начало распространяться в Греции еще в Неолитический период и стало широко распространенным в начале Бронзового века. Жители Крита торговали с Египтом и позаимствовали египетские методы виноделия. По некоторым данным, праздник вина проводился в Греции еще в Микенскую эпоху, и в то время уже существовал культ бога виноградной лозы, виноделия и плодородия Диониса. Доподлинно неизвестно, где появился культ Диониса, по одной версии он пришел из Малой Азии, по другой — из Фракии (области на Балканах).

Отцом Диониса был Зевс, глава Олимпийских богов, матерью, по разным версиям — либо одна из богинь, либо смертная женщина. Зевс был любвеобильным персонажем и имел множество внебрачных детей. Поэтому жена Зевса, богиня Гера, возненавидела Диониса и уговорила титанов убить его, но боги воскресили младенца. Так Дионис стал «дважды рожденным». Тогда Зевс отдал сына на воспитание нимфам, жившим на мифологической горе Ниса. Именно здесь Дионис изобрел вино.

Какая местность отождествлялась с горой Ниса неизвестно, древние авторы помещали ее в разные места — в Эфиопию, в Ливию, Египет, Анатолию (территория современной Турции) или в Аравию. Гера не оставляла вниманием уже повзрослевшего Диониса: она вселила в него безумие. В этом состоянии бог отправился путешествовать по свету в сопровождении толпы сатиров и менад, вооруженных мечами, змеями и тирсами (увитыми плющом сосновыми ветками с шишкой на верхушке). Сначала Дионис отправился в Египет, а после — на восток, в Индию. Через Фригию (территория современной Турции) он вернулся из Индии в Европу и начал устанавливать свой культ в государствах Греции. Далеко не все местные жители встречали Диониса с восторгом и признавали его божественное происхождение, однако бог ни с кем не церемонился и либо убивал непокорных, либо насылал на них безумие.

Вернувшись из Индии, бог виноделия утвердил свой культ в государствах Греции и на островах Эгейского моря. После того, как греки признали божественный статус Диониса, он вознесся на небеса, чтобы занять свое место рядом с Зевсом, как один из 12 великих богов.

В честь бога виноделия в разных частях Греции проводились празднества и мистерии. Во время празднеств устраивались торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозных обрядов, посвященных Дионису, выросли древнегреческая комедия и трагедия (интересно, что tragodia переводится с греческого как «песнь козлов», то есть хора козлоногих сатиров, сопровождавших Диониса). В Дионисийских мистериях могли участвовать только посвященные. Целью мистерий было на короткое время освободиться от социальных ограничений и запретов и выпустить на свободу «животную сущность» человека. Участники собирались в уединенных местах, лесах или горах, с помощью алкоголя и ритуальных танцев входили в состояние транса и в этом состоянии танцевали, участвовали в оргиях и даже совершали ритуальные убийства животных. В конце концов люди доходили до состояния, в котором отождествляли себя с богом и считали, что приобрели божественную силу. Позднее, в древнем Риме Дионисийские мистерии стали называться Вакханалиями.

Исследователи считают, что в некоторых областях Греции смерть и воскрешение Диониса символизировали годовой природный цикл. Также ученые полагают, что Дионис был «двойником» более древнего фригийского бога Сабазия, первоначально бога пива. Возможно, изначально в качестве опьяняющего напитка вместо вина использовалось еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом. Ненависть Геры к Дионису и враждебность жителей стран, через которые проходил бог виноделия символизируют неприятие вина, как ритуального напитка и недовольство разнузданным поведением менад. Но в конце VII — начале VI веков до нашей эры правители Коринфа, Сикиона и Афин признали культ Диониса и установили в его честь официальные празднества. После этого бог виноделия был принят в Олимпийский пантеон.

Скандинавия

Основными алкогольными напитками у скандинавов были пиво и мед, напиток, приготовленный из ферментированного меда и воды иногда с добавлением фруктов, специй и хмеля. Также как пиво и вино, мед — очень древний напиток. Сосуды со следами ферментированной смеси меда, фруктов и риса были найдены в Северном Китае и датируются 7000 — 6500 годами до нашей эры. В Европе мед появился позднее, 3800 — 2800 лет назад. Поэтому и мифологические персонажи, вслед за людьми, варят и пьют именно эти алкогольные напитки. Например, морской великан Эгир из скандинавской мифологии устраивал для богов пиры в своем дворце на дне моря. Вместе с дочерьми он варил для пира эль в котле диаметром в милю.

В скандинавском эпосе рассказывается о «меде поэзии», который хранил бог поэтов Браги. Выпив один глоток этого напитка, человек приобретает поэтические способности.

Однажды скандинавские боги, асы, повздорили с другими богами, ванами. Через какое-то время они помирились, а при заключении мира и асы и ваны плюнули в чашу и из общей слюны сделали карлика Квасира. Карлик был очень мудрый, не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды Квасир зашел в гости к двум карликам, которые его убили, а кровь слили в сосуды и смешали с медом. Получилось питье, выпив которое, любой становился либо поэтом, либо ученым. После некоторых перипетий медом поэзии завладел великан Суттунг. Верховный бог скандинавов Один узнал о чудесном напитке и решил завладеть им. С помощью младшего брата Суттунга он пробрался в пещеру, где хранился мед, соблазнил дочь великана, охранявшую сосуды с напитком и похитил его. Превратившись в орла, Один полетел в Асгард, обитель богов-асов, а Суттунг, обнаруживший пропажу меда, отправился в погоню. Один долетел до Асгарда прежде, чем его догнал Суттунг и выплюнул мед в сосуд, но так как великан уже настигал его, часть меда Один выпустил через задний проход. Этот мед может брать кто угодно и он называется «долей рифмоплетов». Настоящий же мед, собранный в сосуд, Один отдал своему сыну, богу поэтов.

Читайте также:  Как тушить капусту с мясом в кастрюле рецепт

Скандинавские мифы на протяжении веков существовали только в устной традиции и были записаны уже в Средневековье, почти все из них в XIII веке. Поэтому современным исследователям очень сложно делать выводы о происхождении и изменении мифов во времени. Основными источниками для изучения скандинавской мифологии служат прозаическая «Младшая Эдда», написанная исландцем Снорри Стурлусоном и сборник поэм о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Миф о «меде поэзии» записан в «Младшей Эдде».

Снорри Стурлусон упоминает в книге не только бога Браги, но и приписывает ряд стихов скальду Браги Богдассону Старому, реальному человеку, который считается первым скальдом, чье имя сохранилось в истории. И хотя в книге это два разных человека, есть версия, что Браги-скальд послужил прототипом для Браги-бога. Исследователи вели дискуссии на эту тему, но не пришли к единому мнению и на сегодняшний день вопрос остается открытым.

В «Младшей Эдде» рассказывается о конунге Одине, он пришел из Страны Турков и был потомком троянского царя Приама. Современные исследователи считают, что в этой версии есть рациональное зерно. Согласно трифункциональной теории Один воплощал одну из трех ключевых социальных функций в индо-европейском пантеоне, культовую. Символами остальных двух — военной и хозяйственной служили боги Тор и Ваны (Фрейр и Ньерд).

Центральная Америка

В завершение хотелось бы рассказать поподробнее об ацтекских богах пьянства, один из которых, Ометочтли, упоминался в начале статьи. В ацтекской мифологии существовала целая группа богов плодородия, пьянства и распутства, которых называли Сенцон Тотчтин, «400 кроликов». 400 означало неопределенно большое число, а кролик ассоциировался с пьянством, возможно потому, что каждый следующий прыжок этого животного непредсказуем.

Изначально «400 кроликов» были сельскими богами, которые оберегали урожай и запасы пищи, а имена некоторых из этих богов происходили от названия местности, где им поклонялись. Так, Тепостекатль был богом Тепостлана, а Яутекатль — богом из города Яутепек. Богами пьянства эти сельские боги становились, так сказать, в свободное «от основной работы» время, во периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

По словам Бернардино де Саагуна, испанского монаха и крупного исследователя доколумбовой Мексики, богов-кроликов было столько же, сколько видов опьянения и их последствий. У пьяной агрессии, вранья, пьяных шуток и даже убийств был свой пьяный бог-покровитель, а Ометочтли («два кролика») был главным в этой компании. Все «400 кроликов» были детьми бога Патекатля и богини Майяуэль. Патекатль — бог плодородия и медицины, который открыл людям кактус пейотль, содержащий галлюциногенные алкалоиды, и научил готовить пульке, брагу, сделанную из агавы. Майяуэль — богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Она изображалась в виде женщины с 400 грудями, из которых постоянно тек сок агавы и которыми она выкормила своих детей-богов.

источник

Первые упоминания о Дионисе встречаются на критских письменных табличках XIV века до нашей эры. В переводе с древнегреческого имя означает «освященный богом Дионисом». Свое прозвище «бог с бычьими рогами» покровитель виноделов получил за то, что любил превращаться в это животное. В литературе впервые упоминание о нем встречается в одной из глав «Одиссеи» древнегреческого поэта Гомера. В мифологии Древнего Рима существует аналогичное божество, которое получило имя Бахус или Вакхос. Самым узнаваемым изображением бога вина и веселья считается скульптура великого Микеланджело «Бахус». Мраморное изваяние высотой два метра изображает пьяного бога в сопровождении сатира.

Свое место в пантеоне Олимпа бог вина и виноделия занял позднее других. Есть версия, что культ этого неоднозначного персонажа пришел в Грецию из Фракии или Малой Азии и получил свое максимальное развитие уже в 7 столетии нашего времени. Ведь долгое время греческая мифология не уделяла достаточного внимания виноделию и садоводству.

Большой тайной окутана биография Диониса. Даже история его появления на свет остается загадкой. Один из мифов гласит, что его мать Семела была дочерью царя в Фивах. Красивой девушкой увлекся Зевс и стал частым гостем в ее доме. О похождениях Громовержца узнала его ревнивая супруга Гера и решила жестоко наказать соперницу. Она обратилась странницей, и предложила девушке попросить верховное божество показать свое истинное лицо. Зевс согласился на просьбу любимой и предстал в обличии метателя молний. Одна из них попала в дом царя Фив, разгорелся пожар. У Семелы, ожидавшей ребенка, начались преждевременные роды. Сгорая, она успела передать малыша Зевсу и доверила отцу его судьбу. Чтобы спасти новорожденного, верховный бог зашил его в свое бедро и проносил там три месяца, пока не настало время сыну появиться на свет заново, поэтому Диониса часто называют «дважды рожденный».

Предусмотрительный Зевс знал характер жены и понимал, что она не оставит мальчика в покое. Он прятал его в каменном гроте у нимф, превращал в козленка, одно время ребенок проживал у своей тети. Отец понимал, что сыну нужен хороший педагог и надежный защитник. Дионис попал на воспитание к греческому богу Гермесу. Он считался самым ловким и хитрым из всех олимпийцев. Внешне он выглядел как молодой мужчина, неизменными атрибутами которого были шляпа с маленькими крыльями на висках, жезл и крылатые сандалии. У божественного вестника и проводника умерших душ в подземное царство всегда было много работы. Но Гермесу неоднократно приходилось спасать ребенка и каждый раз он успевал появиться вовремя. Затем Громовержец решился отдать сына на воспитание богине Кибеле, не уступающей по силе Гере и открывшей мальчику силы природы.

Когда Дионис немного повзрослел, неожиданно для всех он завел дружбу с сатиром Ампелием. Старый забияка не давал скучать мальчику и играл с ним. Сатира постигла тяжелая смерть от рогов быка. Дионис пытался его спасти, но усилия оказались напрасны. Тело Ампелия превратилось в лозу винограда, из плодов которой печальный юноша выжал сок, а напитку дал название вино. Первым человеком, которому Дионис дал попробовать вино, был Икарий. Земледельцу из Аттики так понравился напиток, что он решил познакомить с ним других людей. Товарищи вскоре опьянели и решили, что Икарий решил их отравить. В ярости они набросились на него и убили. Так первое знакомство греков с вином обернулось трагедией. Спустя время, Дионис научил людей изготавливать еще один хмельной напиток – пиво из ячменя.

Путешествие по Земле

После этого беззаботный юноша решил путешествовать по миру. На целых три года Дионис задержался в Индии, и где бы он ни появлялся, везде созревал виноград. Младший сын Зевса посетил много мест, опустился в подземное царстве, откуда вернул свою мать. Он поднял ее из владений Аида и возвел на Олимп, она стала богиней и получила новое имя Теона. Молодой бог путешествовал в сопровождении свиты. Его повсеместно сопровождали сатиры – демоны с козлиными ногами и жрицы. К свите присоединялся учитель Диониса Силен, которого редко кто видел трезвым. Он был в восторге от нового напитка и не знал меры в его употреблении. На изображениях, дошедших до наших дней, лысый, забавный старик Силен всегда восседает на осле и произносит мудрые мысли.

Однажды Дионис попал на корабль к морским разбойникам. Когда один из пиратов заметил, что цепи, сковывающие пленника, упали с его рук, предположил, что перед ними не простой человек. В испуге он предложил товарищам отпустить юношу, но те только посмеялись. Такое Дионис простить не мог и обратился в разъяренного льва, который растерзал капитана пиратов. Мачту и весла юный бог превратил в змей, а оставшиеся злодеи в страхе прыгнули в бушующее море и превратились в дельфинов. Дионис пощадил только одного незнакомца, который увидел в нем божество.

Чествование Диониса

В культурных центрах древней Греции проходили праздники во славу греческого бога вина и виноделия. Их организацию брали на себя власти города, и они продолжались целую неделю. В это время все дела в городе приостанавливались, узников выпускали на свободу, государственные органы не работали, повсюду царило веселье. Праздники проводились ежегодно в марте и получили название Великие Диониссии. Торжества начинались с того, что эллины из храма выносили изображение бога Диониса и весь город заполняла шумная толпа. У статуи божества днем пел хор мальчиков, а вечером начинались развлечения ряженых. Актеры надевали козлиные шкуры и показывали зрителям веселые сценки. Для их выступлений был специально возведен театр Дионис, часть этого архитектурного памятника сохранилась по сей день на одном из склонов Акрополя. Творческие люди считали, что вино – подарок Диониса дарует им вдохновение и помогает им в искусстве. Поэтому бог вина и веселья пользовался особым почтением у художников и поэтов, ему они посвящали многие свои произведения.

Читайте также:  Как сохранить бегонию зимой до весны

В самом начале, получив вино из рук Диониса, люди устраивали шумные праздники, на которых главными были смех и радость. Вино веселило душу, придавало сил и поднимало настроение. Но постепенно простое веселье стало необузданным. Алкоголь превращал ночные празднества в честь бога виноделия в страшные зрелища. Пьянство доводило греков до того, что они облачались в звериные шкуры, поедали сырое мясо и при этом славили имя Диониса. Расслабленность и раскрепощение превращалось в безумство. Пьянство вело к тому, что люди переставали слушать свой разум и часто танцы заканчивались кровавым зрелищем и вакханалией.

Жестоко поступал Дионис с теми, кто отказывался признавать в нем божественное начало. Таких греков неотступно преследовало безумие. Существует легенда, по которой царь Ликург, отвергший бога виноделия, в безумном порыве зарубил топором собственного наследника, в тот момент ему показалось, что он срубает виноградную лозу. Сошли с ума дочери царя Миния, а одна из женщин в Аргосе в приступе безумия стала пожирать собственного младенца.

Обаятельный молодой человек сразил не одно женское сердце. Перед покровителем виноделов не устояла даже красавица Афродита – древнегреческая богиня любви и красоты. Плодом их тайных отношений стал сын Приап. Дионису приписывают связь с Аврой, дочерью титана, которая родила ему близнецов. До женитьбы Дионис был весельчаком и ветреным юношей, но, создав семью с Ариадной, оказался прекрасным мужем.

Ариадна была дочерью царя Миноса, имевшего неограниченную власть на Крите. Когда на остров прибыл Тесей, готовый сразиться со страшным минотавром, девушка помогла смельчаку. Путеводная нить ее клубка вывела его и товарищей из лабиринта. Вместе со своей спасительницей герой отправились на корабле в Афины, но по дороге юноша вероломно бросил ее. В отчаянии Ариадна готова была попрощаться с жизнью, но появился Дионис и спас ее. Он не только утешил критскую красавицу, но и предложил ей стать его женой. В счастливом браке у пары родился сын Фоант. После этого великий Зевс, испытывающий особую любовь к младшему сыну, сделал Ариадну богиней и даровал ей бессмертие.

источник

Среди бесчисленного числа богов, сменявших друг друга на протяжении всей истории человечества, есть один, которому люди не устают поклоняться, и дань которому воздают с особым удовольствием – это бог вина и веселья. И не важно, как именно его величали в ту или иную эпоху – Бахус, Дионис или как-то иначе, но он всегда умел разогнать скуку и уныние.

Его появление на свет было столь же необычным, как и вся последующая жизнь. Небожители, населявшие в давние времена Олимп, долго потом рассказывали, как его папаша Зевс тайком от своей жены Геры повадился ходить к молодой и весьма легкомысленной богине Семеле, которая очень скоро ощутила себя, что называется, в интересном положении.

Когда соседки-богини донесли об этом Гере, та, пожелав излить свою ревность не на мужа-блудодея, а на его пассию, колдовством внушила ей безумную фантазию просить своего любовника обнять её столь же неистово, как он привык это делать с ней – законной женой.

Улучив один из тех моментов, когда мужчины щедры на обещания, Семела нашептала ему своё желание. Бедняжка не учла лишь одного – безумных объятий она просила у самого громовержца, и, получив их, тут же сгорела, объятая огнём его ничем не сдерживаемой страсти.

Однако надо отдать должное Зевсу, даже в такой критический момент он не потерял присутствия духа. Успев исторгнуть из чрева своей сгорающий подруги едва развившийся плод, он поместил его в собственное бедро, после чего благополучно доносил и в положенное время разрешился смуглым, горластым младенцем. Именно так, если верить легенде, появился на свет греческий бог вина и веселья Дионис.

За давностью лет уже трудно припомнить, где именно произошли описанные выше события – одни утверждают что на Крите, другие указывают на остров Наксос, но доподлинно известно, что воспитание своего чада Зевс поручил нимфам, обитавшим в тех краях с незапамятных времён. О том, чему учили его эти легкомысленные создания, можно лишь догадываться, поскольку вышел из него не степенный и рассудительный муж, а эксцентричный и полный неиссякаемого веселья бог вина и виноделия.

Сколь долгое время провёл в их обществе юный бог вина Дионис, также неизвестно, но только запала в душу Зевса тревога – зная характер своей жены Геры, не верил он, что та смирится с присутствием на свете его побочного сына. Чтобы предупредить её возможные козни, отправил громовержец своего юнца к одной близкой родственнице – богине возмездия Ино.

Но увы, женское коварство бывает порой безграничным. Узнав о том, где скрывается Дионис, Гера наслала безумие на мужа Ино – царя Афаманта, надеясь, что в припадке ярости тот убьёт ненавистного ей отрока. К счастью, этого не случилось, и молодой, но уже немало переживший бог вина спасся в морских волнах, где его приняли в свои объятия нереиды – ближайшие родственницы наших русалок. Что же касается жертвы безумного Афаманта, то ею стал его собственный сын, весьма некстати подвернувшийся под руку отца.

Справедливо полагая, что жена и впредь будет пытаться погубить Диониса, Зевс пошёл на крайнее средство – превратил его в козлёнка (хоть с рогами, но живой), и отправил к своим знакомым нимфам, которые надёжно спрятали его в одной из пещер. Проживали эти мифические существа в дальней местности, находившейся на территории современного Израиля.

И надо же так случиться, что это, казалось бы, необитаемое убежище выбрал своим жилищем один старый сатир – демон и ближайший друг пьяницы Вакха. Именно от него юный и ещё неискушённый в своём деле Дионис перенял секреты виноделия. А уж научившись творить этот дивный напиток, он пристрастился и к его употреблению, понятия не имея о каких-то там «умеренных дозах», якобы полезных для здоровья.

Очень скоро его душа, переполненная винными парами, потребовала простора, и, раскидав ветки, скрывавшие вход в пещеру, молодой, но не вполне трезвый бог шагнул в мир. Куда он вначале направил свои нетвёрдые стопы, сказать трудно, поскольку следы его присутствия нынешние археологи обнаруживают при раскопках древних городов Египта, Малой Азии, Сирии и даже Индии, где он помогал местным йогам погружаться в нирвану.

Как свидетельствует греческая мифология, дальнейшая жизнь Диониса была полна самых невероятных приключений, что, впрочем, неудивительно, если учесть его наклонности. Рассказывают, например, что однажды во время морского путешествия его захватили пираты, не подозревавшие, с кем имеют дело. Какого же было их изумление, когда оковы вдруг сами собой упали с его рук, а мачты корабля превратились в змей. В довершение кошмара их пленник принял облик медведя и грозно зарычал. Пираты в ужасе попрыгали за борт, после чего превратились в дельфинов.

Осталась в памяти греков и история о том, как бесшабашный бог вина взялся строить первый в истории мост через великую реку Ефрат. Работу он выполнил в срок, и остался весьма доволен собой, но, к несчастью, сплёл он его из плюща и милой его сердцу виноградной лозы. Впрочем, эту промашку он вскоре искупил великими подвигами, приняв участие в походе греков против Индии. Говорят, в честь этого был даже установлен специальный вакхический праздник.

И уж совсем невероятной может показаться история о том, как, спустившись в царство мёртвых, Дионис вывел оттуда свою мать Семелу, сменившую после этого своё имя на Фиону и получившую бессмертие, как и прочие обитатели Олимпа.

Но известен и ещё один подвиг, которым украсил себя Бог вина и веселья. В древнеримской мифологии бытует сюжет о том, как дочь критского царя Миноса – Ариадна, с помощью нити вывела из лабиринта своего возлюбленного Тесея. Случилось же так, что, оказавшись на свободе, неблагодарный герой бросил её, отчего несчастная девица пришла в полное отчаяние.

Вот тут-то и появился в её жизни Дионисий, хоть и пьющий, но волне благородный человек – нередко даже в наше время эти качества сочетаются в людях самым удивительным образом. Далёкий от мещанских предрассудков, он взял в жёны брошеную девицу, а его отец Зевс даровал ей бессмертие. С тех пор Ариадна обрела законное место среди прочих небожителей Олимпа.

Было всё это на самом деле или только привиделось излишне рьяным почитателям нетрезвого божества, трудно сказать, ведь прошло с тех пор более двух тысячелетий. Да и какая разница, главное, что до сих пор веселят наше воображение истории, главным героем которых является эксцентричный и жизнерадостный бог вина. В античности люди видели мир через призму своей, ни с чем не сравнимой фантазии, отпечаток которой донесли до нас созданные ими легенды.

источник

Adblock
detector